Информация для потребителей по туристическим услугам

21 ноября 2017

Отдел потребительского рынка и защиты прав потребителей администрации Октябрьского района города Новосибирска информирует, что управлением Роспотребнадзора по Новосибирской области даны разъяснения по обращениям граждан на нарушение их прав, вследствие неисполнения обязательств по предоставлению услуги воздушной перевозки, включенной в туристский продукт, предусмотренный  договором о реализации туристского продукта.

Надлежащим ответчиком и исполнителем договора чартерных воздушных перевозок пассажиров, осуществляемых в рамках исполнения договора о реализации туристского продукта, признается туроператор, который в соответствии с ч. 2 ст. 638 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) вправе без согласия арендодателя по договору аренды (фрахтования на время) транспортного средства от своего имени заключать с третьими лицами договоры перевозки. В соответствии с положениями  п.50 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28.06.2012 N17, ст. 9 Федерального закона «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон), ответственность перед туристом и (или) иным заказчиком за исполнение обязательств по договору о реализации туристского продукта, заключенному турагентом  как от имени туроператора, так и от своего имени, несет туроператор, кому и направляются соответствующие претензия.  

В случае осуществления внутренних и международных воздушных перевозок пассажиров регулярными рейсами, предусмотренных договором о реализации туристского  продукта, следует руководствоваться положениями ст. 9 Федерального закона, согласно которой, туроператор отвечает перед заказчиком (туристами) за действия (бездействие) третьих лиц, если федеральными законами и иными нормативными правовыми актами не установлено, что ответственность перед заказчиком (туристами) несет третье лицо. В силу ст. 103 Воздушного кодекса Российской Федерации, ответственность по договору воздушной перевозки пассажира и его багажа до места назначения и обратно, возлагается на авиаперевозчика, который  обязуется перевезти пассажира воздушного судна в пункт назначения с предоставлением ему места на воздушном судне, совершающем рейс, указанный в билете в установленные сроки.

При неудовлетворении требований туриста  в добровольном порядке о возврате денежных средств, внесенных в счет договора о реализации туристского продукта, за услуги, оплаченные, но не оказанные туроператором или третьими лицами (перевозчиком), потребитель для защиты нарушенного права направляет исковое заявление одновременно  и  туроператору и перевозчику.

Бремя доказывания существования обстоятельств, освобождающих, туроператора, перевозчика от ответственности перед пассажиром, также как и отсутствия связанной с этим вины, в любом случае - прямая обязанность туроператора, перевозчика, которая не может быть переложена на потребителя (ч. 2 ст. 401 ГК РФ, п. 4 ст. 13 Закона РФ «О защите прав потребителей).