Связь с мэрией

Методические рекомендации по организации профилактики терроризма в администрации района города Новосибирска

В соответствии с частью 3 статьи 5 Федерального закона от 06.03 2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» органы местного самоуправления осуществляют противодействие терроризму в пределах своих полномочий.

Федеральным законом от 27.07.2006 № 153-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О ратификации Конвенции Совета Европы о предупреждении терроризма» и Федерального закона «О противодействии терроризму», в Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» внесены изменения, определяющие полномочия органов местного самоуправления городского округа.

В соответствии с пунктом 7-1 части 1 статьи 16 Федерального закона № 131-ФЗ на органы местного самоуправления возлагается «участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма в пределах городского округа» (полномочия органа местного самоуправления).

Для координации деятельности территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по профилактике терроризма, а также по минимизации и ликвидации последствий его проявлений, Указом Президента РФ от 15.02.2006 № 116 «О мерах по противодействию терроризму», образованы антитеррористические комиссии в субъектах Российской Федерации.

В целях координации деятельности исполнительных органов государственной власти и органов местного самоуправления на территории муниципальных районов и городских округов Новосибирской области, распоряжением Губернатора Новосибирской области от 19.02.2007 № 55-р «Об антитеррористических комиссиях муниципальных районов и городских округов Новосибирской области», рекомендовано главам муниципальных районов и городских округов образовать и возглавить антитеррористические комиссии.

В целях совершенствования системы антитеррористической деятельности нa территории города Новосибирска Постановлением мэра от 26.03.2007 № 198 «Об антитеррористической комиссии города Новосибирска» создана антитеррористическая комиссия г. Новосибирска, утвержден ее состав и Положение. Этим же постановлением главам администраций районов города Новосибирска поручено создать районные антитеррористические комиссии и организовать их работу.

Таким образом, в настоящее время, сложилась четкая и стройная система профилактики терроризма, определяющая цели и задачи органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти Новосибирской области, органов местного самоуправления.

В данных условиях важно определить единый подход в организации защиты населения и объектов экономики от террористических посягательств, определить цели, задачи и функции администраций районов города, как структурных подразделений мэрии, в профилактике терроризма.

В связи с изложенным, предлагаем следующий порядок организации работы по профилактике терроризма в администрации района города Новосибирска:

1. Во исполнение постановления мэра от 26.03.2007 № 198 главой администрации района издается приказ о создании районной антитеррористической комиссии, которым утверждается ее состав и Положение. По мере необходимости изменения и дополнения в состав комиссии и Положение вносятся приказом главы администрации района (пункт 3.8.1 Инструкции по делопроизводству в мэрии Новосибирска).

2. Во исполнение постановления Губернатора Новосибирской области от 02.12.2004 № 703 (пункт 3) главой администрации приказом назначаются должностные лица администрации, отвечающие за организацию работы по антитеррористической защищенности населения, объектов повышенной опасности и с массовым пребыванием людей, контроля за состоянием их безопасности:

один из заместителей главы администрации (как правило, первый заместитель главы), на которого возлагается координация деятельности структурных подразделена администрации по организации профилактики терроризма, осуществление руководства деятельностью секретаря антитеррористической комиссии;

должностные лица структурных подразделений администрации района (образования, здравоохранения, культуры и спорта, ЖКХ, торговли и других), на которых возлагается обязанность осуществления мероприятий по исполнению планов и решений АТК НСО, АТК г.Новосибирска, АТК района, и контроль их исполнения учреждениями организациями и гражданами.

3. Во исполнение пункта 1 раздела 3 Приложения к постановлению губернатора Новосибирской области от 02.12.2004 № 703 должен быть составлен и утвержден на заседании комиссии перечень объектов повышенной опасности и мест массового пребывания людей с указанием должностных лиц администрации, за которыми решениями комиссии закреплены данные объекты, исходя из их значимости.

4. В соответствии с рекомендациями АТК НСО (протокол № 3 от 23.04.2007) целесообразно иметь паспорт безопасности района. Разработку паспорта можно поручить членам антитеррористической комиссии (работникам правоохранительных и контролирующих органов РУВД (РОВД), УФСБ, ГУ МЧС России по НСО, Роспотребнадзора). Паспорт безопасности района должен содержать необходимые сведения, отраженные в разделах:

Характеристика территории района

Площадь (кв. км), географические и социально-экономические особенности района, население, его численность, состав и движение коренного населения, приток иностранных граждан, количество улиц, их протяженность и характеристика, характеристика жилого фонда (количество жилых домов, в том числе количество муниципальных, частного домовладения, количество газифицированных домов, иные сведения характеризующие состояние жилого фонда), количество и места размещения ЖЭУ, управляющих компаний, места размещения и режим работы предприятий, организаций и учреждений: учреждения образования, здравоохранения, культуры (театры, кинотеатры, дома культуры, библиотеки, парки и др.), спорта, объектов торговли (рынки, крупные магазины и супермаркеты), социальной защиты (интернаты, детские дома, дома престарелых и т.п.), общежития, гостиницы, пляжи, АЗС, промышленные предприятия, в том числе имеющие опасное производство, предприятия транспорта, наличие и места размещения исправительно-трудовых учреждений Минюста России, места расположения правоохранительных органов (РУВД, отделения РУВД, участковые пункты милиции), наличие и расположение пожарных частей, в том числе ведомственных; наличие воинских частей; маршруты движения общественного транспорта и другие сведения, характеризующие социально-экономические особенности района, уровень обеспечения безопасности и антитеррористической защищенности населения и объектов.

Перечень объектов повышенной опасности и мест массового пребывания людей

Данный раздел должен содержать сведения, перечисленные в приложении № 1 к методическим указаниям по организации системы антитеррористической деятельности на территории Новосибирской области (постановление Губернатора Новосибирской области от 02.12.2004 № 703).

При составлении перечня мест массового пребывания людей раздел «Наименование хранящегося или используемого опасного вещества» переименовать в раздел «Краткая характеристика объекта». В данном разделе необходимо указать сведения о режиме работы, средней наполняемости учреждения (количество посетителей, учащихся, больных, зрителей и т.д.), наличие и характер охраны, наличие кнопок тревожной сигнализации, ограждения и иные сведения с учетом особенностей объекта, которые могут использоваться при оценке и принятии решений в случае возникновения ЧС, в том числе террористического характера.

Схема района и расположения объектов

При формировании данного раздела можно использовать информационную систему «Дубль-ГИС». При нанесении на схему объектов повышенной опасности и мест массового скопления людей можно использовать существующую в районе систему границ микрорайонов, жилых массивов, ТОСов, ТСЖ и др.

Схема организации связи участников ликвидации ЧС

В данном разделе отражаются способы связи с членами районной антитеррористической комиссии, руководителями учреждений ликвидации ЧС, руководителями правоохранительных органов, аварийно-спасательными службами района и города, пожарными частями, командованием воинских частей и др.

В системе связи должны быть задействованы все возможности имеющихся средств связи участников ликвидации ЧС (служебная, домашняя, мобильная, электронная, радиосвязь и др.).

5. Номенклатура дел антитеррористической комиссии определяется председателем комиссии с присвоением номеров должностным лицом, ответственным за ведение делопроизводства в администрации. Ведение дел возлагается на секретаря антитеррористической комиссии. В обязательном порядке должны быть заведены следующие номенклатурные дела:

Дело с планами работы комиссии и материалами по их выполнению, в котором сосредотачиваются: план (выписка из плана работы АТК НСО), план работы АТК г. Новосибирска, план работы АТК района. Графики и тематика заседаний АТК района. Поступившие в администрацию планы и выписки из планов в обязательном порядке регистрируются и представляются на рассмотрение главе администрации. Глава администрации дает письменные указания по исполнению конкретным должностным лицам администрации и лишь после этого документы передаются секретарю комиссии для организации ознакомления исполнителей и осуществления контроля за ходом исполнения мероприятий. Материалы по исполнению плановых мероприятий (справки, информация, докладные записки, письма и др.) должны иметь соответствующие реквизиты, рассмотрены и завизированы заместителем главы администрации, курирующим соответствующее направление деятельности, после чего поступают к секретарю комиссии и приобщаются к делу.

В этом же деле сосредотачиваются отчеты о проделанной работе за квартал с материалами, послужившими основаниями для внесения сведений в отчет (информация правоохранительных и контрольных органов — пункт 3 отчета; информация руководителей предприятий, подразделений по делам ГО и ЧС, руководителей структурных подразделений о проведении учений, практических занятий и тренировок — пункт 4 отчета; информация руководителей предприятий учреждений и организаций, руководителей структурных подразделений по информационно-пропагандистским мероприятиям — пункт 5 отчета).

В данное дело также могут приобщаться материалы по исполнению поручений и указаний вышестоящих организаций не нашедших отражения в планах.

Дело по подготовке, проведению заседаний комиссии и выполнению принятых решений, в котором сосредотачиваются утвержденные председателем антитеррористической комиссии повестки дня проведения заседаний, сведения об ознакомлении членов комиссии и приглашенных с утвержденной повесткой дня, приказы (если они издавались) о создании рабочей группы по подготовке вопросов на заседание антитеррористической комиссии, справки, информации членов рабочей группы, обобщенная информация (справка) руководителя рабочей группы, информация или доклады должностных лиц отчитывающихся по рассматриваемым вопросам на заседании, протоколы заседаний комиссии, подписанные председательствующим, сведения об ознакомлении (направлении) протокола заседания комиссии заинтересованным лицам, материалы о выполнении решения антитеррористической комиссии района (справки, информация, копии приказов руководителей структурных подразделений администрации и др.), оформленные и рассмотренные должностным лицом, отвечающим за выполнение мероприятия в соответствии с протоколом заседания комиссии. Возможно приобщение и других документов, свидетельствующих о ходе контроля за исполнением.

Дело по выполнению решений АТК Новосибирской области и АТК города Новосибирска, в котором сосредотачиваются поступившие для исполнения (для сведения) из АТК НСО и АТК г.Новосибирска протоколы заседаний соответствующих комиссий. Поступившие документы регистрируются и представляются на рассмотрение главе администрации района. Глава администрации дает письменные указания по исполнению должностным лицам администрации, после чего они передаются секретарю комиссии для организации ознакомления исполнителей и контроля за ходом исполнения. В деле подшиваются все материалы, предшествовавшие подготовке к исполнению, хода исполнения, итоговые документы по исполнению, копия ответа в соответствующую инстанцию о выполнении поручения.

Дело «Паспорт безопасности района».

6. В антитеррористической комиссии (у секретаря) в обязательном порядке должны находиться нормативно-правовые акты, регламентирующие организацию работы по профилактик терроризма, это:

Указ Президента Российской Федерации от 15.02.2006 № 116 «О мерах по противодействию терроризму»;

Федеральный закон Российской Федерации от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму»;

Федеральный закон Российской Федерации от 25.07.2002 № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности»;

Постановление Губернатора Новосибирской области от 02.12.2004 № 703 «Об организации системы антитеррористической деятельности на территории Новосибирской области»;

Постановление Губернатора Новосибирской области от 25.04.2006 № 191 «О совершенствовании взаимодействия исполнительных органов государственной власти Новосибирской области, органов местного самоуправления и общественности при организации охраны общественного порядка»;

Распоряжение Губернатора Новосибирской области от 19.02.2007 № 55-р «Об антитеррористических комиссиях муниципальных районов и городских округов Новосибирской области»;

иные нормативные правовые документы по вопросам противодействия экстремизму и терроризму, издаваемые федеральными органами государственной власти, органами государственной власти Новосибирской области и мэрией г.Новосибирска;

нормативные и регламентирующие документы главы администрации района по вопросам организации работы по противодействию терроризму.

7. Обязанности должностных лиц администрации района.

Глава администрации района

Ежедневно анализирует состояние и тенденции профилактики терроризма на территории района путем оценки информации, поступившей от руководителей УВД района, представителя УФСБ РФ по Новосибирской области, закрепленного за районом, и от руководителей структурных подразделений администрации района.

Рассматривает, поступившие из администрации области, мэрии г.Новосибирска, от прокурора и из других контрольных органов материалы и документы по вопросам противодействия терроризму, дает по ним письменные указания должностным лицам администрации, организует контроль за их исполнением.

Осуществляет руководство деятельностью комиссии, принимает решение по существу подготовки и проведения очередного заседания комиссии и о проведение внеплановых заседаний при возникновении необходимости безотлагательного рассмотрения вопросов, относящихся к ее компетенции, или при поступлении таких предложений от заместителей председателя комиссии, распределяет обязанности между заместителями председателя комиссии и ее членами, утверждает план Работы комиссии и состав ее рабочих групп.

Заместители главы администрации района

а) Организуют через руководителей структурных подразделений администрации контроль за выполнением мероприятий по планам работы АТК всех уровней, принятых ими решений, иных рекомендаций (указаний, поручений) по усилению безопасности населения, объектов и территории. Осуществляет заслушивание руководителей курируемых структурных подразделений администрации района о принятых мерах и управленческих решениях.

Данные сведения, при необходимости, докладываются на еженедельных аппаратных совещаниях при главе администрации с занесением результатов отчетов в протокол.

б) Оценивают взаимодействие руководителей структурных подразделений администрации района с представителями федеральных органов исполнительной власти (РУВД, ФСБ, ГУ МЧС, Роспотребнадзора) в целях достижения согласованных действий по предупреждению, выявлению и устранению причин и условий, способствующих осуществлению террористических акций (путем заслушивания должностных лиц администрации района, закрепленных за объектами повышенной опасности и мест массового пребывания людей).

Оценка производится ежемесячно при подведении итогов работы по письменным отчетам. Письменные отчеты с резолюцией передаются секретарю антитеррористической комиссии для приобщения к соответствующему номенклатурному делу.

в) Не реже одного раза в полугодие анализируют результаты проведенных тренировок по отработке действий руководства и персонала объектов при угрозе совершения террористического акта или возникновения иных чрезвычайных ситуаций (путем изучения справок, докладов руководителей объектов с оценкой проведенной тренировки представителями организаций, принимающих непосредственное участие в проведении контртеррористических мероприятий).

По результатам анализа принимается одно из следующих решений: материалы с резолюцией передаются секретарю антитеррористической комиссии для приобщения к соответствующему номенклатурному делу или выносятся на рассмотрение антитеррористической комиссии через председателя комиссии.

Руководители структурных подразделений администрации района

Организуют и контролируют выполнение антитеррористических мероприятий в подчиненных учреждениях, предприятиях и организациях. Готовят итоговые документы (справки, доклады, информацию) по результатам работы по профилактике терроризма в порядке и сроки, установленные решениями антитеррористической комиссии района, указаниями главы администрации и его заместителями, руководителями вышестоящих организаций (департаментов, Главных управлений (управлений), комитетов мэрии Новосибирска).

Осуществляют планирование и проведение предупредительно-профилакти-ческих мероприятий по каждому объекту, сбор и анализ информации о состоянии их антитеррористической защищенности, разрабатывают перечень решаемых задач, их уточнение и корректировку, определяют обязанности и порядок действий каждого исполнителя, устанавливают периодичность их докладов (отчетности).

Ежеквартально организуют и проводят выборочные комиссионные проверки антитеррористической защищенности объектов.

Руководитель предприятия и учреждения

Как участник антитеррористической деятельности, с привлечением специалистов и с учетом рекомендаций надзорных органов, организует разработку и утверждает паспорт безопасности объекта. Определяет и утверждает в виде письменных инструкций порядок действий своих заместителей, иных должностных лиц, дежурного персонала и работников, в том числе по взаимодействию с силовыми органами и администрацией района города при возникновении угрозы террористического характера или иных чрезвычайных ситуаций. Организует охрану объекта и соответствующий пропускной режим. Обеспечивает проведение во взаимодействии с органами ФСБ, МВД, ГО и ЧС, не реже одного раза в полугодие, учений и тренировок по отработке действий персонала по различным «вводным» и сценариям возможных террористических актов, отработке алгоритмов действий по противодействию террористическим актам и ликвидации их возможных последствий.

Издает приказы по организации антитеррористических мероприятий и по разграничению обязанностей руководящего состава объекта при выполнении предупредительных мероприятий, а также в случае угрозы и возникновении ЧС. Обеспечивает персонал объекта средствами индивидуальной защиты и контроля.

Разрабатывает систему оповещения и связи, порядок оповещения, в том числе руководителей более высокого уровня, вносит соответствующие корректировки по мере необходимости.

Секретарь антитеррористической комиссии

На основании предложений, поступивших от членов комиссии и руководителей структурных подразделений через заместителей главы администрации, разрабатывает план работы антитеррористической комиссии.

Обеспечивает подготовку заседаний антитеррористической комиссии и доведение решений антитеррористической комиссии, указаний и поручений главы администрации по поступившим документам по организации профилактики терроризма до исполнителей.

Обеспечивает контроль за исполнением решений АТК НСО, АТК г. Новосибирска, АТК района и взаимодействие АТК района с АТК г.Новосибирска.

Организует и ведет делопроизводство антитеррористической комиссии.


  • Методические рекомендации по проведению проверок состояния антитеррористической защищенности объектов

    Такое сложное и общественно опасное явление как терроризм требует всестороннего подхода при организации противодействия ему. В этих целях, в частности, приняты Указ Президента РФ от 15.02.2006 г. № 116 «О мерах по противодействию терроризму» и Федеральный закон от 06.03.2006 г. № 35-ФЗ «О противодействии терроризму», устанавливающие основные принципы противодействия терроризму, правовые и организационные основы профилактики терроризма и борьбы с ним, минимизации и ликвидации последствий проявлений терроризма.

  • Рекомендации населению по действиям при террористических актах

    1. Общие рекомендации по предотвращению террористических актов и рекомендации по действиям населения в различных конкретных ситуациях.