Состоялось четвертое заседание Совета по научно-промышленной и инновационной политике города

11 января 2010
Мэр Новосибирска Владимир Городецкий провел четвертое заседание Совета по научно-промышленной и инновационной политике города. Участники Совета обсудили концепцию научно-промышленной и инновационной политики города Новосибирска на период до 2020 года.

Стенограмма доклада начальника департамента Владимира Афанасьева:

«О концепции научно-промышленной и инновационной политики города Новосибирска на период до 2020 года»
Уважаемые члены Совета!
На Ваше рассмотрение представлена концепция научно-промышленной и инновационной политики города Новосибирска на период до 2020 года.
Концепция разработана в целях формирования системы базовых принципов, основных приоритетов и механизмов научно-промышленной и инновационной политики, позволяющих научному и деловому сообществу эффективно участвовать в реализации задач Стратегического плана устойчивого развития города в новых условиях.
Концепция увязана с концепцией развития ННЦ СО РАН до 2020 года и стратегией развития Новосибирской области до 2025 года.
При разработке концепции учтены внешние и внутренние условия развития Новосибирска.
Эти условия определяются, в первую очередь, новыми требованиями к уровню научно-технологического и кадрового обеспечения, конкурентоспособности и необходимостью осуществления структурных изменений и повышения эффективности производственной сферы.
Концепция разработана с учетом национальных приоритетов социально-экономического и научно-технического развития, важнейших задач инновационной политики.
Структурно Концепция состоит из десяти разделов и содержит правовые основы, предпосылки формирования и итоги реализации научно-промышленной политики города в предыдущий период; анализ тенденций и основные проблемы текущего периода; стратегию, задачи и индикаторы периода инновационного развития до 2020 года.
В Концепции подробно прописана стратегия текущего периода. Мы полагаем, что кризисная ситуация несет не только проблемы, она открывает и новые возможности. В экстремальных условиях существенно возрастает мотивация к повышению эффективности субъектов экономики, снижению издержек, обновлению технологий.
В отличие от кризиса 90-х годов сейчас главное — не поддержка производства как такового вообще, а развить и усилить эффективное производство, которое повышает конкурентоспособность промышленности города в целом. На этом должны строиться антикризисные меры и предпосылки долгосрочного развития экономики Новосибирска.
Стратегия научно-промышленной политики до 2020г. строится на базе основного конкурентного преимущества Новосибирска, уникального научно-технологического и образовательного потенциала.
Основная цель научно-промышленной политики на предстоящий долгосрочный период — создание пост-индустриальной (инновационной экономики) на базе конкурентоспособного на внутренних и внешних рынках научно-промышленного комплекса города. Концентрация научно-исследовательских и научно-образовательных организаций, высокотехнологичных предприятий оборонного комплекса, малых фирм наукоемкого бизнеса создает такие благоприятные потенциальные возможности, какие имеют не многие города в России.
Инновационный путь развития экономики обеспечит городу решение основных задач социально-экономического развития:
— повышение конкурентоспособности промышленного комплекса;
— обеспечение эффективной занятости населения;
— повышение бюджетной обеспеченности и качества жизни населения города.
В Концепции определены базовые условия создания инновационной экономики в городе Новосибирске. Это:
— развитие человеческого потенциала как основного ресурса инновационного развития;
— развитие малого предпринимательства в инновационной сфере;
— создание инновационной системы как механизма трансфера технологий и повышения конкурентоспособности;
— развитие системы инвестиционного, в том числе венчурного, обеспечения инновационной деятельности.
По существу эти базовые условия выражают стратегию создания инновационной экономики, определяют стратегические направления научно-промышленной и инновационной политики на долгосрочный период.
Важно перевести стратегию в плоскость промышленной политики. В системе этих стратегических направлений основными задачами научно-промышленной и инновационной политики Концепция выдвигает:
Первая задача. Интенсивная модернизация производственного аппарата и повышение эффективности производства традиционных отраслей промышленности.
Эту задачу предполагается решить с помощью:
— привлечения инвестиций в промышленность для технологического перевооружения, модернизации и создания новых производств;
— расширения взаимодействия научных и производственных организаций города;
— содействия повышенного энергоэффективности и ресурсосбережения.
Вторая задача. Формирование пропульсивных отраслей промышленности (т.е. производств новой экономики) и сферы высокотехнологичных услуг.
Ученые Новосибирского научного центра предлагают большой перечень научных разработок, которые могут стать базой технологической модернизации и расширения номенклатуры производимой продукции для нашей промышленности. Здесь есть все возможности для формирования научно-производственных кластеров в сфере опто-электроники, электротехники, фармакологии и медицины.
Подтверждением тому, что у Новосибирска большие перспективы развития в этом направлении, стал визит делегации государственной корпорации «Роснано». Новосибирск может стать одним из ведущих центров нанотехнологий в России и нужно использовать все наши возможности для реализации этих планов.
Третья задача. Развитие кадрового потенциала, соответствующего требованиям инновационной экономики.
Не будет преувеличением сказать, что эта задача является наиважнейшей. Лозунг «Кадры решают все» в новых условиях снова актуален.
Ситуация здесь характеризируется неблагоприятной возрастной и профессионально-квалификационной структурой занятости в промышленности.
Высокие темпы экономического роста в последние годы породили дефицит кадров практически во всех отраслях. Причем во многом это структурный дефицит — дисбаланс специальностей профессиональной подготовки в системах среднего и высшего профессионального образования, с одной стороны, и востребованных реальной экономикой, с другой стороны.
Причины в слабом взаимодействии образовательных организаций с работодателями. Предприятия не могут освоить высокие технологии из-за отсутствия необходимых инженерных и управленческих кадров, а механизм заказа на специалистов не приобрёл системного характера и мало влияет на целевую подготовку кадров.
Следующая задача. Развитие малого предпринимательства в инновационной сфере.
В значительной степени эту задачу решает создание технопарка высоких технологий в Академгородке и принятие федерального закона, позволяющего при вузах и научно-исследовательских институтах создавать малые предприятия.
В городе формируется муниципальная инфраструктура развития малого предпринимательства, принята городская программа поддержки и развития малого предпринимательства. Для решения этой задачи, в частности, необходимо развитие инфраструктуры подготовки кадров для инновационной деятельности, инкубации малого инновационного предпринимательства при крупных центрах профессионального образования, развитие коммуникационного и информационного пространства инновационного бизнеса
Важнейшая задача — создание инновационной системы полного цикла.
Формирование городской инновационной системы полного цикла — от генерации новых знаний до выпуска и сервисного сопровождения нового продукта и услуг на рынке является комплексной задачей.
Большую роль в развитии Новосибирска как инновационной площадки играет выставочно-презентационная деятельность, проведение в городе международных и региональных форумов. В этом году с широким участием научной и деловой общественности состоится уже пятый Новосибирский инновационно-инвестиционный форум, формат его проведения мы постоянно совершенствуем.
Необходимо на порядок усилить влияние науки и образования на экономику. Пока коммуникационное пространство инноваций развито слабо. Звено — отраслевая наука, инфраструктура трансфера технологий не соответствует потенциалу научных организаций и задачам формирования инновационной экономики.
Требуется развитие технопарковой инфраструктуры в научных и вузовских центрах, формирование площадок для инновационной деятельности на высокотехнологичных предприятиях.
Нужно активизировать выход завершенных разработок ученых СО РАН с целью формирования конкретных инвестиционных проектов.
Для решения указанных выше задач очень важна инвестиционная поддержка.
Реализация программ научно-промышленной политики за прошедший период позволила выстроить систему муниципальной поддержки инвестиционной деятельности и сформировать благоприятный инвестиционный климат. Сформирована нормативно-правовая база. Отработан механизм отбора и экспертизы значимых для экономики города инвестиционных и инновационных проектов. Сформированы уполномоченные организационные структуры: Комиссия по содействию инвестиционной деятельности, муниципальное предприятие «НОВИНКОР», задачами которого является привлечение инвестиций. Ежегодно утверждается Городским Советом бюджет поддержки инвестиционных проектов.
Достижение цели и решения задач планируется осуществить на основе принципов реализации научно-промышленной и инновационной политики, которые представлены на слайде.
Реализации научно-промышленной и инновационной политики предполагает два основных этапа.
I этап — 2009-2011 гг. Реализация антикризисных мер. Развитие инновационной инфраструктуры и малого предпринимательства. Запуск пилотных проектов создания новых отраслей и производства высокотехнологичных услуг.
II этап — 2012-2020 гг. Развитие отраслей экономики, основанных на постиндустриальных технологиях пятого и шестого технологических укладов. Достижение лидирующих позиций по избранным приоритетным направлениям.
Концепция предлагает систему целевых индикаторов, обеспечивающих возможность мониторинга и оценки результатов инновационного развития экономики.
Это девять показателей, они представлены на слайде.
Источником информация по этим показателям являются данные статистики или расчетные показатели по данным статистики, ряд показателей по инновационной деятельности определяется экспертной оценкой.
Создание инновационной экономики возможно при эффективном взаимодействии трех факторов: науки, образования и предпринимательской инициативы деловых кругов. Это необходимое, но недостаточное условие. Практика социально-экономического развития города последних десяти лет убедительно показала важную функцию муниципальной власти как системного интегратора, способного обеспечить сбалансированное развитие экономики города в интересах всех участвующих сторон, баланса текущих и стратегических интересов.
Уважаемые члены Совета! На основе предложенной Вам для рассмотрения и утверждения Концепции научно-промышленной и инновационной политики разрабатывается комплексная целевая программа «Развитие наукоемкого производства и инноваций в промышленности города на период до 2020 года».
Спасибо за внимание.

Тезисы заключительного слова председателя Совета, мэра Новосибирска В.Ф. Городецкого:

Как показали события последнего времени, наши решения о разработке программных документов по инновационному развитию города Новосибирска оказались своевременными. Мы планировали подготовить все материалы по программе инновационного развития промышленности во втором квартале текущего года. Но нарастание кризисных явлений привело к коррекции текущих задач. Мы должны были адекватно скорректировать свою научно-промышленную политику, поскольку для Новосибирска состояние промышленности во многом определяет возможности инновационного развития.

Десять лет назад кризис был не мировой, но для нашей экономики более жесткий. Но мы выжили в те годы и вышли из кризиса обогащенными, потому что формировали новые подходы развития экономики. Сейчас ситуация по существу кризиса более сложная, аналитики считают его системным кризисом, требующим переоценки факторов экономического роста. Это требует от нас не простых решений.
Мы исходим из позиции, что базовыми условиями преодоления кризиса являются новые решения по повышению конкурентоспособности промышленного комплекса.
Концепция формирует стратегию научно-промышленной политики на период до 2020г. на базе основного конкурентного преимущества Новосибирска, уникального научно- образовательного потенциала.
Еще раз об основных ее моментах:
Интенсивная модернизация производственного аппарата и повышение эффективности традиционных отраслей промышленности.
Формирование отраслей новой экономики и сферы высокотехнологичных услуг;
Развитие кадрового потенциала, соответствующего требованиям инновационной экономики;
Развитие малого предпринимательства в инновационной сфере.
Создание инновационной системы полного цикла и развитие инвестиционной поддержки инноваций.
По существу это комплексная задача развития Новосибирска в качестве города-технополиса. Для ее решения мы должны использовать весь предыдущий опыт совместной работы власти, науки и бизнеса.
Хочу выразить признательность всем специалистам и руководителям научных и промышленных организаций, председателю президиума СО РАН А.Л.Асееву и председателю Совета ректоров Н.В.Пустовому, принявшим активное участие в подготовке материалов концепции научно-промышленной и инновационной политики города Новосибирска до 2020 года.
Предлагается Концепцию с учетом высказанных в выступлениях предложений утвердить.

Протокол и решение четвертого заседания Совета по научно-промышленной и инновационной политике города