Отчет мэра перед Советом депутатов города Новосибирска о результатах деятельности мэра и мэрии за 2013 год

15 января 2014

Добрый день, уважаемые коллеги! 

Вы имели возможность изучить отчет о деятельности мэрии города Новосибирска в 2013 году, которая осуществлялась в полном соответствии с планом социально-экономического развития города и бюджетом города, утвержденными решениями Совета депутатов города. Вы активно принимали участие в разработке этих решений и контроле за их исполнением, традиционно участвуете в итоговых совещаниях в структурных подразделениях мэрии и администрациях районов города. Поэтому я остановлюсь на тех моментах, которые, с моей точки зрения, оказали определяющее влияние на достигнутые результаты.
Прошедший 2013 год стал для Новосибирска весьма успешным, несмотря на замедление роста мировой и российской экономики. Многоотраслевой характер экономики обеспечил городу восстановление докризисных темпов роста уже в 2010 году и продолжает оказывать благоприятное влияние на результаты экономической деятельности. Начиная с 2011-го года основные показатели социально-экономического развития города демонстрируют положительную динамику, при этом ряд показателей стабильно превышает соответствующие общероссийские значения.
Год был наполнен по-настоящему яркими запоминающимися событиями.
— Новосибирск широко отпраздновал своё 120-летие и 100 лет со Дня рождения нашего прославленного земляка — маршала авиации Александра Покрышкина. В торжественных мероприятиях, посвященных ему, принял участие президент Российской Федерации Владимир Путин.
— Наш город на высочайшем уровне организовал и провел Первые международные детские игры «Спорт — Искусство — Интеллект».
— Через Новосибирск пролегал один самых длинных маршрутов эстафеты Олимпийского огня, а в одном из этапов эстафеты принял участие старейший факелоносец Олимпиады — Александр Каптаренко, которому через 12 дней исполнится 102 года, чья воля к победе и сибирский характер теперь известны всему миру.
— Десятилетие принятия базового для местного самоуправления Федерального Закона № 131 послужило поводом для обсуждения проблематики и перспектив муниципального уровня власти — его полномочий и экономических основ, что нашло отражение в ряде поручений президента правительству России.
Основное достижение последнего времени, отчетливо характеризующее положение дел в городе — рост численности населения. Новосибирск закрепил за собой право называться «полуторамиллионником», что было достигнуто, в том числе, за счет естественного прироста. По абсолютному приросту численности населения Новосибирск в 2013 году, как и в 2012, — лидер среди муниципальных образований-миллионников.
Очевидно, что это закономерный результат масштабных вложений последних лет в социальную инфраструктуру города. Сохраняется положительная динамика миграционного прироста. Это обусловлено тем, что Новосибирск укрепляет свои позиции как города, привлекательного для получения образования, ведения бизнеса, поиска работы, что обеспечивает приток в город молодых активных людей и квалифицированных кадров.
Важнейшим инструментом социально-экономического развития города являются инвестиции. По предварительной оценке, в прошедшем году они составили более 100 миллиардов рублей, что в сопоставимых ценах на 6% больше показателя 2012 года, хотя, в целом по Российской Федерации за этот же период отмечается сокращение инвестиций.
Основным направлением использования инвестиций в основной капитал были инвестиции в машины, оборудование, транспортные средства — 50,3% от инвестиций в нефинансовые активы и здания (кроме жилых) и сооружения — 39,3%.
Значительная доля инвестиций в основной капитал города была направлена на развитие таких видов экономической деятельности, как транспорт и связь, обрабатывающие производства, производство и распределение электроэнергии, газа и воды.
Хорошие показатели демонстрирует строительный комплекс города, определяющий динамику в ряде смежных отраслей. В последние семь лет в городе ежегодно сдается около одного миллиона квадратных метров жилья. В 2013 году поставлен очередной рекорд — в Новосибирске введен 1 миллион 167 тысяч квадратных метров жилых домов. По этому показателю мы второй год подряд лидируем среди муниципальных образований страны. А темпы роста ввода жилья в Новосибирске заметно опережают среднероссийский показатель.
Отдельно хотелось бы отметить, что строительные компании делают ставку на комплексное освоение территории, на строительство наиболее востребованного жилья эконом-класса.
На сегодняшний день уже около половины многоквартирных жилых домов в городе строится на территориях комплексной застройки, а две трети введенных жилых площадей относится к эконом-сегменту, хотя, например, еще три года назад такого жилья сдавалось менее 40 процентов.
Самое главное, что жилье в нашем городе не просто строится, но и практически все продается. Это говорит о том, что покупка новой квартиры относительно доступна для жителей города.
Одним из важных условий сохранения высоких темпов строительства доступного жилья в городе является подготовка территорий для комплексного жилищного строительства. На сегодня определены 11 таких территорий. Планируемый объем ввода жилья на этих территориях — порядка 4,2 миллионов квадратных метров.
Малый и средний бизнес играет заметную роль в экономике Новосибирска. В настоящее время в городе работают более 93 тысяч субъектов малого и среднего предпринимательства, большая часть из них — малые, микропредприятия и индивидуальные предприниматели.
В начале этого года на малый бизнес повлияло решение об увеличении социальных взносов. Многие индивидуальные предприниматели снимались с учета, по нашему городу это примерно 5,7%, что меньше, чем в целом по России. При этом, по нашим оценкам, значительная часть индивидуальных предпринимателей, прекративших работу, не вели реальной деятельности. Ожидаем, что снижение взносов с 1 января 2014 года частично восполнит эти потери.
Несмотря на небольшое уменьшение количества предприятий по сравнению с прошлым годом, доля работников в этом секторе немного выросла и составила около 40% общей численности работников всех предприятий города или примерно 300 тысяч человек.
В сравнении с другими крупными российскими городами Новосибирск занимает хорошие позиции по количеству малых и средних предприятий и по численности занятых в них. Предприятия Новосибирска внесли большой вклад в признание нашей области одной из лучших по развитию малого и среднего предпринимательства по итогам различных конкурсов и исследований.
Особо хочется отметить поступательный рост производства инновационной продукции, развитие Ай-Ти-сектора. Многие технологические разработки появились в городе с помощью механизмов, заложенных в городских целевых программах, таких, как программа развития наукоемкого производства и инноваций в промышленности, программа развития инновационной и инвестиционной деятельности организаций научно-промышленного комплекса. В 2013 году общий объем субсидий из бюджета города на развитие инновационно-инвестиционной деятельности предприятий и организаций города превысил 42 млн. рублей.
Предприятиями и организациями г. Новосибирска произведено инновационных товаров в 1,5 раза больше, чем годом раньше, при этом затраты на инновационную деятельность выросли на 9%, в том числе на технологические инновации — на 11%.
Важнейшее условие создания передовых технологий — наличие соответствующей инфраструктуры. Определяющая роль в формировании инновационной среды принадлежит Технопарку Новосибирского Академгородка, в котором сегодня работает 263 компании-резидента, а общий объем выручки исчисляется миллиардами рублей.
Показателем стабильности экономического развития выступает рост заработной платы работников крупных и средних предприятий города.
В 2013 году среднемесячная заработная плата составила почти 32 тысячи рублей, что более чем на 2,5 тысячи больше, чем в среднем по России. Реальная заработная плата выросла на 6% — также выше, чем в среднем по России, что во многом обусловлено более низкой, чем в среднем по стране, инфляцией. В Новосибирске на 22% сократилась просроченная задолженность по заработной плате.
В Новосибирске почти на 19% сократилась численность официально зарегистрированных безработных, уровень безработицы на конец года — 0,45%.
Невысокие темпы роста инфляции в прошлом году, рост заработной платы, благополучная ситуация на рынке труда привели к росту покупательского спроса и, как следствие, к росту товарооборота. В Новосибирске зафиксированы более высокие, чем в целом по РФ, темпы прироста в сопоставимых ценах оборота розничной торговли.
Эффективным инструментом, позволяющим наравне со статистикой, оценить наш город и различные аспекты его развития в сравнении с другими городами, являются рейтинги исследовательских центров и авторитетных изданий. В целом позиция Новосибирска в рейтингах 2013 года остается довольно высокой.
По результатам исследований общей социально-экономической ситуации Новосибирск входит в первую десятку рейтинга «Самых перспективных российских мегаполисов» по версии издания «Русский Репортер», рейтинга «100 лучших городов России» издания «Коммерсант-Секрет Фирмы», «Генерального рейтинга привлекательности городской среды проживания» Российского союза инженеров. Таких результатов достигает далеко не каждый российский город-миллионник.
Темпы развития Новосибирска позволили закрепиться в числе лидеров рейтинга «Лучших городов по привлекательности для бизнеса» издания РБК, в котором по итогам 2013 года наш город занял 4-е место.
Сохраняется высокий образовательный потенциал нашего города. Хорошие места во многих рейтингах занимают вузы, школы Новосибирска.
Вместе с тем, исследования указывают на отдельные моменты, над которыми надо продолжать работать. Например, в Новосибирске сильнее, чем во многих крупных российских городах, проявляется проблема загруженности дорог. При этом по итогам января-ноября 2013 года, в рейтинге организации «За безопасность российских дорог», составленном по субъектам, Новосибирская область признана регионом с самыми безопасными дорогами.
Но самую главную оценку нашей работе ставят жители города. Мы регулярно проводим опросы новосибирцев, показывающие, как горожане оценивают наши усилия в основных сферах жизни города. На протяжении последних лет остаются стабильными показатели социального самочувствия населения, находящиеся на уровне выше среднероссийского. Постоянно растет оценка горожанами уровня благоустройства города — как центральных улиц, так и отдельных дворов, ремонта и строительства дорог и автомобильных развязок, строительства жилья. Безусловно отмечено большинством горожан развитие торговли в городе, строительство торговых и деловых центров. В 2013 году заметно увеличилось число новосибирцев, признавших успехи по решению проблемы нехватки мест в детских садах.
Несмотря на то, что 2013 год признан самым сложным для российской экономики после кризисного 2009 года, нам удалось сохранить позитивную динамику поступлений в бюджет Новосибирска. В прошлом году достигнуты максимальные показатели доходов и расходов, годовой план выполнен практически на 100%.
По сравнению с 2012 годом объем поступлений в городской бюджет вырос на 8% и составил 39,1 миллиардов рублей. Для нас очень значимо, что рост доходов обеспечен не только за счет поддержки из вышестоящих бюджетов, но и за счет увеличения собственных доходов. Собственные доходы, полученные в 2013 году, превысили показатель 2012 года на 11% и составили 24,6 миллиардов рублей, при этом была позитивная динамика и по налоговым и по неналоговым доходам.
Расходы бюджета Новосибирска в 2013 году достигли 41,6 миллиардов рублей — это больше, чем в 2012 году на 12%. Из них 11,2 миллиарда рублей, около трети, направлены на капитальные вложения. В прошлом году капитальные затраты были заметно ниже и составляли 8,4 миллиарда рублей.
Достижение высоких показателей по доходам и расходам в 2013 году помогло успешно реализовать наши приоритетные проекты. Самые емкие направления расходов бюджета города: образование — 50,9%, жилищно-коммунальное хозяйство — 17,2%, национальная экономика — 14,7%.
Дефицит бюджета города в прошлом году составил 2,5 миллиардов рублей. Объем муниципального долга города Новосибирска на конец года был равен 12,8 млрд. рублей. Сумма долга и расходы на его обслуживание находятся в рамках ограничений, установленных Бюджетным Кодексом. Долговой портфель диверсифицирован, состоит из кредитов коммерческих банков, бюджетных кредитов и муниципальных облигаций.
В течение года шла результативная работа над повышением сроков заимствований, что в итоге способствовало снижению рисков рефинансирования долга и созданию более равномерного графика погашения долговых обязательств.
Взвешенный подход к формированию бюджета и ответственная финансовая политика, которая проводится в нашем городе, высоко оценивается международными экспертами. Рейтинговое агентство Standard&Poor’s, которое последние 3 года сохраняло кредитный рейтинг Новосибирска на одном уровне, а в октябре прошлого года повысило его.
На протяжении последних лет Новосибирск был лидером среди российских миллионников по объему бюджета и занимал высокие позиции по показателям бюджетной обеспеченности. И 2013 год не стал исключением.
Эта тенденция должна сохраниться в 2014 году. По первоначальному плану, доходы составят 34,7 миллиардов рублей, расходы — 36,2 миллиарда рублей. Сокращение параметров бюджета города на 2014 год связано с тем, что мы приняли финансовый план с меньшим объемом межбюджетных трансфертов по сравнению с 2013 годом. Однако мы ожидаем, что в процессе исполнения бюджета город получит дополнительные поступления из вышестоящих бюджетов, как это всегда происходит в последние годы.
Важный момент, позволяющий нам быть уверенными в финансовой стабильности в 2014 году — увеличение собственных доходов. Несмотря на снижение норматива зачисления налога на доходы физических лиц в бюджеты городских округов с 40% до 30%, предусмотренное Бюджетным кодексом с 2014 года, норматив отчислений НДФЛ в бюджет Новосибирска сохранится на уровне 40%. Губернатором Новосибирской области принято решение об увеличении единого норматива НДФЛ, чтобы обеспечить городу стабильную доходную базу. Надо сказать, что подобная ситуация с НДФЛ является исключительным случаем. В большинстве крупных муниципалитетов отмечается снижение доли НДФЛ, зачисляемой в бюджеты.
По предварительным данным, и в 2014 году Новосибирск сохранит статус муниципалитета с самым большим бюджетом.
Объем собственных доходов и финансовая поддержка вышестоящих бюджетов позволяют нам не просто поддерживать существующий потенциал, но и вкладывать средства в развитие экономики, социальной и инженерной инфраструктуры города.
Среди приоритетных направлений, определенных нашими плановыми документами, — создание комфортной городской среды, развитие дорожно-транспортной инфраструктуры, укрепление материально-технической базы образования, увеличение мест в детских садах в соответствии с майскими указами президента России.
2013-й год по праву может считаться годом благоустройства. К 120-летию Новосибирска была проведена масштабная реконструкция общегородских объектов благоустройства и зон отдыха, созданы новые скверы, запущено три фонтана, при этом отдельное внимание уделено благоустройству отдаленных микрорайонов города. Особо стоит отметить работу по привлечению к озеленению города внебюджетных средств — так, частный инвестор потратил порядка 50 миллионов рублей на строительство фонтана и благоустройство прилегающей территории в парке «Березовая роща».
На основе предложений депутатов, жителей города, общественных организаций, в перечень реконструированных объектов озеленения на следующий год планируется включить более 30 площадок в разных районах города. Таким образом, принято принципиальное решение сохранить объемы вложений в строительство и реконструкцию парков и скверов на дальнюю перспективу.
Благодаря привлечению полумиллиарда рублей из средств областного бюджета, в прошлом году было отремонтировано почти 800 дворов и внутриквартальных проездов. Это рекордный показатель за все время реализации городских программ по благоустройству придомовых территорий. В последние годы применяется комплексный подход при реконструкции дворов, немаловажным звеном которого является устройство детских площадок — в 2013 году установлены 282 детские игровые площадки и спортивные элементы на 47 миллионов рублей, выделенных из бюджета города.
В следующем году реализация программы благоустройства дворов будет осуществляться только за счет городского бюджета, что обусловило снижение объема финансирования до 360 миллионов рублей. Учитывая данное обстоятельство, планируется продлить срок действия программы, изначально рассчитанной до следующего года, чтобы привести все дворы города в нормативное состояние.
Наряду с этим продолжилась реализация ряда других программ в сфере жилищно-коммунального хозяйства, энергетики, ориентированных на решение ключевых проблем отрасли. В рамках программы капитального ремонта многоквартирных домов в 2013 году было отремонтировано 11 объектов на общую сумму более 47 миллионов рублей.
С прошлого года в Новосибирске заработала трехлетняя программа по расселению ветхого и аварийного жилья. Это крупный и дорогостоящий проект, благодаря которому до конца 2015-го года будет расселено 308 многоквартирных домов, из которых 105 расселено в 2013 году. Я думаю, нам удастся увеличить итоговые цифры программы за счет привлечения инвесторов-застройщиков на освоение застроенных территорий. У нас уже пилотный проект — Октябрьский район, где застройщик будет сносить 44 ветхих дома и застраивать целый микрорайон. Стоит подчеркнуть, что всем жильцам аварийных домов предоставляются отдельные квартиры в новых домах с полной отделкой, даже в том случае, если жильцы занимали только комнату. Такой подход значительно улучшает условия проживания тысяч новосибирцев.
Одним из приоритетных направлений работы в сфере ЖКХ остается замена и модернизация лифтов с целью их безопасной эксплуатации. Соответствующая городская целевая программа действует с 2005 года, к 2013 году модернизировано и заменено около 2,5 тысяч лифтов. В прошлом году было модернизировано 539 лифтов. Планы на ближайшие два года предусматривают замену более 1300 лифтов в жилых домах, что позволит выйти на нормативный режим замены механизмов, срок службы которых ограничен 25-ю годами, против 30-ти как было раньше.
Полноценное развитие города невозможно без модернизации инженерной, коммунальной, инфраструктуры города. В 2013 году проведена серьезная работа по реконструкции тепловых сетей на сотни миллионов рублей. В межотопительный период заменено 21,5 километров магистральных и внутриквартальных теплотрасс. И только на это направление нам вместе с областным бюджетом удалось удвоить средства — они составили почти 800 миллионов рублей.
В рамках программы энергосбережения до конца 2013 года во всех многоквартирных жилых домах, подлежащих оснащению общедомовыми приборами учета потребления тепловой энергии, горячей и холодной воды, установлено необходимое оборудование.
Мы заметно продвинулись в вопросе модернизации сетей в домах с транзитными коммуникациями — в 2013 году работы проведены в 76 домах. Такой темп позволяет рассчитывать на завершение в 2014 году всех мероприятий по модернизации и установке приборов учета в «транзитных домах».
Чтобы зафиксировать долгосрочный характер нашей системной работы по комплексному развитию коммунальной инфраструктуры города, на заседании президиума мэрии и на недавней сессии Совета депутатов города мы утвердили соответствующую программу, рассчитанную до 2030 года с общим объемом капитальных вложений более 200 миллиардов рублей, основная часть которых — средства ресурсоснабжающих организаций.
В прошедшем году продолжилось выполнение программы газификации.
Санитарное состояние города, уровень зимнего содержания — одни из важнейших характеристик городской среды. Прошлый зимний сезон выявил сложности в работе специализированных служб в условиях аномальных снегопадов. В результате анализа проблемных моментов мы сформировали программу по модернизации материально-технической базы и укреплению кадрового состава ГУБО, в рамках которой выделяется служебное жилье для водителей и механизаторов дорожных служб, отдельным категориям работников была повышена заработная плата на зимний период. В итоге нам удалось решить проблему нехватки кадров — по крайней мере, довести обеспеченность с 57 до 92 процентов.
Параллельно с этим мы обновили парк зимней уборочной техники — было приобретено 59 единиц новой техники, 37 из которых предназначены для содержания города зимой. Чтобы решить вопрос с вывозом убранного снега, возле «Сибирского мола» установлена стационарная снегоплавильная станция, которая обслуживает Центральный округ, Октябрьский и Дзержинский районы.
Особое внимание уделено содержанию тротуаров, остановок общественного транспорта. Для этих целей дополнительно приобретено 13 единиц малогабаритной техники, 10 погрузчиков. Мы перераспределили полномочия в содержании дорог и тротуаров между районными администрациями и дорожно-эксплуатационными учреждениями. Теперь за все улицы категории 2Б — а это дороги районного значения и тротуары -полностью отвечают районные администрации, заключая договоры на конкурсной основе с подрядными организациями.
Кроме того, с этого года на администрации районов также возложена ответственность за содержание улиц частного сектора. Это решение подкреплено тем, что администрации районов и Центрального округа получили статус распорядителей бюджетных средств и финансовые ресурсы для организации этой работы, а для подрядных организаций значительно увеличены расценки на уборку, по сравнению с предыдущими годами. Поэтому те рассуждения, что сегодня мэрия перекладывает полномочия с себя на администрации районов, совершенно беспочвенны. Это наши общие полномочия и их исполнение явно поможет нам значительно улучшить этот сегмент содержания города.
Одной из проблем, напрямую влияющих на удобство жизни в городе, является высокая загруженность городских дорог. Для ее решения в первую очередь необходимо развивать дорожную сеть, поэтому для нас приоритетным является строительство третьего моста через реку Обь. В прошлом году мост получил свое имя, теперь мы можем официально называть его Бугринским. Его строительство идет в строгом соответствии графику. Завершено строительство 30 опор моста, сборка и надвижка пролетных строений. Строители приступили к надвижке свода арки.
На данное время в зоне строительства Бугринского моста большая часть домов частного сектора расселены и снесены. На левом берегу жители всех домов получили квартиры и переехали.
На протяжении всего прошедшего года активными темпами продолжалось строительство развязок на улице Петухова и на Южной площади. В 2014 году по этим объектам мы также входим в финальную стадию.
Основным объектом транспортной развязки на Южной площади является эстакада, соединяющая Красный проспект и улицу Большевистскую. В декабре 2013 года мы сдали первую очередь развязки — открыли рабочее движение по эстакаде. Всего с начала строительства транспортной развязки выполнение работ по объекту составило более 1,9 миллиардов рублей.
Эффект от развязки существенно возрастет после реконструкции въездов на Октябрьский мост, а в перспективе — после завершения строительства четвертого моста, который сегодня находится на стадии проектирования. Таким образом, будет обеспеченно беспрепятственное движение транспорта с Ипподромской магистрали через развязку и четвертый мост на левый берег.
В настоящее время подготовлено обоснование инвестиций для строительства четвертого моста. Следующий этап — подготовка проектно-сметной документации и прохождение строительной экспертизы Для выполнения этого этапа создается акционерное общество ОАО «Центральный мост», учредителями которого на паритетных началах стали мэрия города и администрация Новосибирской области.
Считаю, что в прошедшем году проделана большая работа по строительству особенно важных для города объектов, которая будет, не сомневаюсь, что удачно, завершена в этом году.
Большое значение для города имеет развитие общественного транспорта. Одной из главных задач для нас было обновление подвижного состава. В 2013 году сэкономленные в результате административной реформы средства мы дополнительно направили на закупку муниципального пассажирского транспорта. В целом, в прошлом году обновили 36 единиц подвижного состава горэлектротранспорта: купили 2 новых низкопольных трамвая и 21 низкопольный троллейбус, один из них с увеличенной дальностью автономного хода, обеспечиваемой литий-ионными аккумуляторами.
Новые трамваи и троллейбусы мы поставили на самые востребованные маршруты. Троллейбусы работают на маршрутах № 5 «Городской аэропорт — улица Ленинградская» и № 13 «улица Учительская — Метро Речной вокзал», новые трамваи — на маршруте № 13 «Гусинобродское шоссе — улица Писарева»
Кроме этого, мы провели капитально-восстановительный ремонт и модернизацию общественного транспорта.
Обновление подвижного состава идет в комплексе с мероприятиями, которые мы проводим по организации выделенных полос движения городского транспорта и упорядочиванию парковок. В 2013 году на 22 улицах организованы 34 участка дорог с выделенной полосой, предназначенной для движения только маршрутных транспортных средств. Результаты показывают, что такое решение является правильным. К примеру, по Красному проспекту общественный транспорт стал двигаться несколько быстрее. Сейчас нужно строже контролировать нарушителей правил дорожного движения, которые ставят свои автомобили под запрещающими знаками и мешают проезду общественного транспорта. Нам необходимо добиться, чтобы трамваи не стояли в пробках вместе со всем остальным транспортом. Приоритет на городских дорогах должен быть отдан именно общественному транспорту.
Завершаются работы по технико-экономическому обоснованию строительства линии скоростного трамвая, которое позволит провести сравнение двух направлений строительства первой линии: ОбъГЭС (от метро «площадь К. Маркса») и Пашино (от метро «Заельцовская») и выбрать очередность их строительства.
Контроль за работой наземного пассажирского транспорта в городе осуществляется за счет автоматизированной системы диспетчерского управления пассажирскими перевозками «АСУ — Навигация», переход на которую завершен в прошлом году.
В ближайшие годы продолжим развитие Дзержинской линии метро — после запуска станции «Золотая нива» мы приступили к проектированию метродепо, станций «Молодежная» и «Гусинобродская», которые свяжут с центром города восточную часть Новосибирска. В 2013 году приобретено 4 вагона метро и 39 отремонтировано, из них 3 вагона — капитальным ремонтом заводского объема, выполненного силами новосибирского метрополитена. Для нашего предприятия это первый опыт, который позволяет производить ремонт вагонов значительно дешевле по сравнению с ремонтом на заводах Москвы и Санкт-Петербурга.
Для удобства пересадки с одного вида транспорта на другой идет работа по созданию транспортно-пересадочных узлов. Они включают в себя автостанции, гостиничные комплексы, перехватывающие парковки. В прошедшем году была сдана многоуровневая парковка на площади Маркса, которая начинает пользоваться популярностью у автомобилистов. В рамках формирования транспортного пересадочного узла «Сеятель» уже в 2013 году, на прилегающей к железнодорожной станции «Сеятель» территории организовано 70 парковочных мест на Бердском шоссе и планируется организовать 137 — на улице Героев Труда. В 2013 году совместно с Главным управлением архитектуры и градостроительства определены границы перспективного транспортно-пересадочного узла на Гусинобродском шоссе. В настоящее время ведется подготовка документов для резервирования земельных ресурсов. Разработку концепции транспортно-пересадочного узла планируется выполнить в I-II кварталах 2014 года.
Для дальнейшей реорганизации дорожного движения в городе наряду с перечисленными базовыми мерами мы совместно со специалистами СГУПСа в 2013 году начали работу над созданием интеллектуальной транспортной модели Новосибирска. Она позволит с помощью компьютерных технологий производить обсчет пассажиропотока, потребности в подвижном составе, поможет при перекрытии на капитальный ремонт какой-либо улицы определить, как это отразится на движении транспорта в городе. Очень важно, что созданная модель будет меняться в зависимости от развития города, изменений условий движения по улицам.
Большое внимание в прошедшем году уделили обеспечению безопасности дорожного движения. Мы построили 8 светофорных объектов, установили (заменили) более 5000 дорожных знаков, установили 3000 световозвращающих разметочных кнопок (катафотов) для обозначения границ между встречными потоками транспорта и пешеходных переходов, выполнили освещение 55 магистралей города в темное время суток, выполнили строительство 8 островков безопасности.
Все экономические изменения, модернизация инфраструктуры и социальной сферы имеют безусловную социальную направленность, ориентированы на улучшение условий жизни каждой новосибирской семьи, создание условий и стимулов для того, чтобы наше городское сообщество гармонично развивалось, чтобы достойно жило старшее поколение, а молодое — росло свободным, умным и сильным. Важность этих задач прекрасно иллюстрирует то, что на содержание и развитие социальной сферы в 2013 году было направлено около 60% средств бюджета города.
В социальной сфере, как и в любой другой, есть свои приоритеты. Они определены не вчера, и определены не по нашей с вами прихоти, а самой жизнью, требованиями горожан. Это, прежде всего, увеличение количества мест в детских садах, создание комфортной образовательной среды
В 2013 году был поставлен новый рекорд по реконструкции и строительству зданий детских садов. С учетом тех объектов, которые мы вводим в эксплуатацию в этом месяце, их общее число возрастет до шестнадцати, а число мест — на 3250. С вводом этих объектов потребность населения города в местах в детсадах для детей в возрасте от 3 до 7 лет будет удовлетворена на 90%. Всего же за последние пять лет в нашем городе открыто 11 930 новых мест для дошкольников.
По профильной ведомственной целевой программе в 2014 году в Новосибирске появится еще 2465 новых мест, подавляющее большинство из которых за счет строительства новых восьми зданий детских садов. Уверен, что к 2016 году Указ президента о ликвидации очереди в детсады для детей от 3 до 7 лет будет в нашем городе выполнен.
Помимо детсадов, в рамках программы по развитию инфраструктуры и материально-технической базы образовательных учреждений Новосибирска в прошедшем году была построена и сдана в эксплуатацию школа № 211 в Калининском районе (сегодня там обучается более 1200 детей); проведена реконструкция зданий со строительством пристроек школы № 67 в Ленинском районе и школы № 112 в Советском районе, начаты работы по строительству пристройки и реконструкции школы № 23 в Калининском районе и гимназии № 9 в Заельцовском районе.
Всего на текущий ремонт и подготовку учреждений к новому учебному году в 2013 году было выделено более 706 миллионов рублей. На развитие материально-технической базы учреждений образования из консолидированного бюджета города было направлено более 4-х миллиардов 920 миллионов рублей.
Одной из важнейших задач 2013 года была работа по формированию современного педагогического сообщества, призванного определять дальнейшие перспективы развития отрасли. За последние три года сохраняется положительная динамика омоложения кадрового состава руководителей отрасли. Кроме того, в минувшем году в муниципальную систему пришли 193 молодых специалиста (в 2012 году — 213), при этом ежегодно более 95% остаются работать в отрасли. Три-четыре года назад этот показатель составлял 57-60%. Таким изменениям способствовали меры социальной поддержки, реализуемые муниципалитетом в течение 3-4 лет. В их числе систематическое повышение заработной платы работникам образования, меры материальной поддержки педагогов (в том числе, помощь в решении жилищного вопроса), а также программы по повышению квалификации работников образования, ежегодные конкурсы профессионального мастерства, встречи с участием педагогов. В 2013 году было принято решение осуществить новый городской проект — на конкурсной основе, через серьезный профессиональный отбор начать подготовку управленческих кадров из числа жителей города Новосибирска, чтобы обеспечить нашим образовательным учреждениям резерв молодых современных руководителей.
Важнейшим показателем продуктивности и качества педагогического труда и в целом результатом работы школы является Единый государственный экзамен. В 2013 году выпускники города Новосибирска по шести предметам показали результаты выше, чем их сверстники в целом по России и Новосибирской области.100-бальный результат на ЕГЭ по разным предметам набрали 150 выпускников, что в 5,5 (пять с половиной) раз больше количества выпускников 2012 года.
Наметилась устойчивая тенденция увеличения числа выпускников, показавших результат от 80 до 99 баллов.
В рамках Концепции непрерывного образования дальнейшее развитие получила система профильного обучения и предпрофильной подготовки. Были открытии новые профильные классы и спецклассы в образовательных учреждениях города, реализован ряд других проектов, направленных на модернизацию процесса образования, повышение его качества.
Значимых результатов удалось достичь в развитии научно-исследовательской деятельности и олимпиадного движения. Яркий пример — это участие 38 школьников из Новосибирска во Всероссийской научно-практической конференции «Национальное достояние России» в Москве. 22 учащихся стали дипломантами, трое завоевали высшую награду — серебряный знак «Национальное достояние России».
Одним из важнейших направлений в деятельности муниципалитета является развитие физкультуры и спорта.
С особой гордостью хочу напомнить о том, что летом в Новосибирске прошли Международные детские Игры «Спорт — Искусство — Интеллект». В грандиозном празднике приняли участие более трех тысяч спортсменов и тренеров из 76 городов России и 6 зарубежных стран. Учитывая колоссальный интерес к играм со стороны участников, их положительные отзывы, а также накопленный нами опыт по организации таких масштабных мероприятий было принято решение проводить игры раз в пять лет.
В общей сложности в течение года проведено 540 общегородских спортивных мероприятий, в которых приняли участие более 340 тысяч горожан. Знаковыми событиями для города стали эстафеты Огня Универсиады в Казани и Огня Олимпийских игр в Сочи-2014.
Мы продолжаем развивать массовый спорт, стараемся поддержать участие всех категорий горожан в различных физкультурно-спортивных мероприятиях. Отдельные мероприятия проводятся для инвалидов и инвалидов с детства. Активная физкультурно-оздоровительная работа проводится в районах города, по месту жительства. Силами инструкторов по физической культуре, работающих при органах территориального общественного самоуправления, проведено более 2000 физкультурно-спортивных мероприятий.
Продолжается работа по развитию детско-юношеского спорта, подготовке спортивного резерва, развития спорта высших достижений, и мы рассчитываем на успех наших спортсменов на зимней Олимпиаде в Сочи.
Еще одним важнейшим направлением в нашей деятельности является поддержка жителей, находящихся в трудной жизненной ситуации. В 2013 году объем финансирования ведомственной целевой программы «Социальная поддержка населения города Новосибирска» составил около 344 миллионов рублей, что почти на 10% больше, чем в прошлом году.
Востребована новая мера социальной поддержки для горожан — компенсация в размере 50% расходов собственникам жилых помещений на замену либо модернизацию лифтов. Вот именно этот шаг позволил нам выполнить сложнейшую программу 2013 года. Более 37 тысяч горожан получили адресную помощь, средин них — 650 ветеранов Великой Отечественной войны.
В 2013 году продолжены работы в рамках ведомственной целевой программы «Развитие доступной среды жизнедеятельности для маломобильных жителей города Новосибирска». Всего на программу было выделено из бюджета города более 16 миллионов рублей.
Для транспортного обеспечения граждан, которым сложно пользоваться общественным транспортом, предоставляется услуга «Социальная служба сопровождения», в том числе с использованием спецавтотранспорта для носилочных больных. На сегодняшний день данная услуга является самой востребованной у маломобильных жителей города. В текущем году выполнено более 30 тысяч заявок. И в бюджете 2014 года мы отреагировали на этот запрос, несколько увеличив лимиты по этот вид услуг.
Продолжается совершенствование системы социального обслуживания населения. Развивается служба психолого-педагогического сопровождения «Лекотека» для детей с ограниченными возможностями. Сегодня эта служба работает в Ленинском, Советском, Центральном, Заельцовском и Железнодорожном районах. До 2016 года «Лекотеки» появятся во всех районах города, поскольку они показали свою высокую эффективность.
В Новосибирске реализуется ряд мер в сфере опеки и попечительства. Всего на реализацию программы «Дети и город» в минувшем году было выделено более 90 миллионов рублей.
Необходимо отметить, что в этой сфере наметился ряд позитивных тенденций по социальным показателям.
В семьях граждан города Новосибирска проживает более 81 (восьмидесяти одного) процента детей-сирот. За год количество приемных семей увеличилось с 210 до 251 (двухсот пятидесяти одной) семьи, а количество приемных детей в них выросло с 342 до 422 человек.
Достаточно серьезное внимание уделяется улучшению материально-технической базы детских домов. В последние годы в городе Новосибирске на хорошем уровне решается вопрос по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот, и лиц из их числа, не имеющих закрепленного жилого помещения. С 2013 года приобретаются отдельные жилые помещения для детей-сирот, площадью не менее 30 квадратных метров, в новостройках, с полной современной внутренней отделкой «под ключ». Мы благодарны многим общественным организациям, которые помогают обустроить жилье для таких семей.
Уважаемые коллеги, 2013 год был юбилейным не только для нашего города. В прошедшем году исполнилось 10-лет с начала реформы местного самоуправления. В честь этого события Указом Президента учрежден День местного самоуправления — 21 апреля. Таким образом, муниципальное сообщество заслужено получило свой «профессиональный праздник».
За минувший с 2003 года период, когда был принят 131-й федеральный закон, местное самоуправление прошло большой путь. И я всегда с большой гордостью отмечаю, что наш город был в авангарде этого процесса. Тот факт, что Новосибирск одним из первых перешел на новые нормы, а также наш статус самого крупного муниципального образования в стране, позволил нам активно участвовать в обсуждении возникающих проблем и предлагать федеральным законодателям изменения в принятые правовые акты о местном самоуправлении.
Немалая часть предложений была выработана и озвучена в рамках крупнейших объединений муниципальных образований и в консультативных органах, таких, как Ассоциация сибирских и дальневосточных городов, Всероссийский совет местного самоуправления, Советы по местному самоуправлению при Президенте, при председателе Госдумы и других, в заседаниях которых я регулярно принимал участие. Только за последние годы в действующее законодательство были внесены десятки корректировок и дополнений. Но жизнь показывала, что постоянно требовались еще более решительные меры. Поэтому с 2012 года работа по дальнейшему совершенствованию законодательства о местном самоуправлении активизировалась, Правительство и Государственная Дума обратились к проблеме межбюджетных отношений между уровнями власти, которая является ключевой для муниципалитетов.
Консолидированная позиция АСДГ была представлена на Всероссийском съезде муниципальных образований, прошедшем в Суздале 8 ноября прошлого года. Важнейшим результатом съезда стало обобщение накопленного за 10-летие опыта функционирования местного самоуправления и выработка долгосрочных перспектив его развития. Материалы этого съезда были направлены в адрес Президента Российской Федерации.
И сегодня мы видим, что интенсивная работа по обсуждению проблематики городского развития и совершенствования системы местного самоуправления принесла свои плоды. В юбилейный для местного самоуправления год глава государства инициировал обсуждение нового этапа муниципальной реформы. В Послании Федеральному Собранию Президент четко сказал, что считает «важнейшей задачей уточнение общих принципов организации местного самоуправления, развитие сильной, независимой, финансово состоятельной власти на местах».
19 декабря в Москве состоялось совместное расширенное заседание Президиумов Всероссийского Совета местного самоуправления и Общероссийского Конгресса муниципальных образований, посвященное инициативе Президента о развитии местного самоуправления. Я принимал участие в этом заседании и вошел в состав рабочей группы, которая должна проанализировать действующее законодательство в соответствии с поручениями Президента.
В качестве члена этой рабой группы я намерен настаивать на принятии позиции АСДГ за основу. Коротко скажу, что она заключается в том, что необходимо сохранить роль местного самоуправления как основы системы управления в соответствии с принципами Конституции и Европейской хартии местного самоуправления, зафиксировавшей, помимо прочего, необходимость широкой автономии муниципалитетов, ограничение административного контроля за органами муниципальной власти и достаточность средств для осуществления полномочий. Этот подход, в том числе подразумевает еще один момент — сохранение уже сложившихся принципов формирования муниципальных органов — через прямые выборы, и глав местного самоуправления, и депутатов представительных органов. В ходе заседаний различных консультативных органов я всегда стремился донести мысль, что только прямые выборы создают должную мотивацию и уверенность в работе мэров и депутатов, нацеливают их деятельность в интересах местных жителей.
Одним из направлений взаимодействия исполнительного и представительного органов муниципалитета является выполнение наказов избирателей.
Планом мероприятий по реализации наказов избирателей в 2013 году было предусмотрено выполнение 372 наказов. Общая величина затрат на реализацию наказов за счет средств бюджета города оценивалась в 1,19 млрд. рублей.
Фактически в 2013 году велась работа по выполнению мероприятий по 431 наказу, из которых, по предварительной оценке выполнено 350 наказов и 60 наказов выполнены в части 2013 года.
Общий объем финансирования из бюджета города, направленный на их реализацию, составил по предварительным данным свыше 1,5 млрд. рублей.
Досрочно выполнены наказы по строительству и капитальному ремонту детских садов (например, детский сад по ул. Герцена в Кировском районе на 350 мест, детский сад по ул. Шатурская в Советском районе на 175 мест, детский сад по ул. Гребенщикова в Калининском районе на 310 мест). Сверх запланированных выполнено полностью, либо частично 47 наказов по внутриквартальному благоустройству.
Задачи на предстоящий год отражены в наших главных документах — бюджете города на 2013 год и плане социально-экономического развития, утвержденных Советом депутатов города Новосибирска. Поэтому сейчас я хотел бы расставить некоторые акценты, более четко обозначить наши приоритеты.
В 2014 года мы завершаем реализацию крупнейших и знаковых для города проектов в дорожной отрасли.
Главным объектом, как по значимости, так и по объемам затрат, является третий, теперь уже официально Бугринский мост. Осенью мы планируем открыть по нему движение.
К моменту завершения строительства будет подготовлена проектная документация для четвертого моста, который станет продолжением Ипподромской магистрали и позволит разгрузить центр города.
На завершающей стадии находятся работы по строительству развязки на улице Петухова и на Южной площади.
Развязка на Южной площади является частью большого проекта Южного въезда в город. В планах 2014 года подготовка проектной документации по реконструкции въездов на Октябрьский мост и строительство развязки в районе Матвеевки, строительство которых планируется начать в 2015 году.
С этого года мы должны приступить к реконструкции другого въезда в город — северного. Начнутся работы по реконструкции Мочищенского шоссе, которые связывает город с Северным объездом и обеспечивает транспортную доступность центра для жителей нескольких быстроразвивающихся микрорайонов города.
В 2014 году продолжится строительство автомобильной дороги по улице Объединения, а в 2015 — 2016 годах мы приступим к работам по подготовке территории строительства автомобильной дороги по улице Зыряновской, которая станет дублером улиц Кирова и Большевистской
В жилищно-коммунальном хозяйстве также на завершающий этап выходят несколько крупных программ, которые мы реализуем в течение последних лет — программа замены лифтов и программа ремонта дворовых территорий.
Одновременно мы закладываем основу для двух новых проектов, которые будут определять ситуацию в отрасли в ближайшие годы.
Во-первых, это переход на новые механизмы работы по капитальному ремонту, и наша задача сейчас — организовать проведение собраний собственников жилья по выбору механизмов накопления средств на капитальный ремонт и максимально быстро отработать технологию, чтобы обеспечить финансирование капитального ремонта в городе.
Вторая задача — это масштабный снос ветхого и аварийного жилья, освоение застроенных территорий.
В рамках утвержденной программы за 2013-2015 года будут расселены более трехсот домов. Но данные темпы не позволяют кардинально решить проблему без привлечения частных инвесторов, и мы в течение года разработаем свои предложения по этому вопросу.
Мы приступаем к реализации Программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры города Новосибирска на 2014 — 2030 годы, что должно существенно повысить надежность городских коммуникаций и улучшить инвестиционную привлекательность города.
Самой крупной сферой нашей деятельности становится система образования. В 2014 году ее доля в расходах бюджета превысит 53%.
По программе развития сети дошкольных образовательных учреждений в 2014 году в Новосибирске должны быть открыты 2465 новых мест, из них 2145 мест за счет строительства 8 зданий детских садов, в том числе одно из них — за счет средств частного инвестора.
Комплексное развитие сети образовательных учреждений, их материально-технической базы и кадрового потенциала должны обеспечить дальнейшее улучшение результатов по единому госэкзамену и сохранение высоких результатов по итогам олимпиад школьников.
Будущее нашего города связано с развитием инновационных производств, малого бизнеса. Главными проектами станут развитие технопарка в Академгородке и реализация проекта второго городского бизнес-инкубатора, который успешно прошел конкурсный отбор на предоставление субсидии из федерального бюджета в размере 33,7 миллионов рублей.
Бюджет на 2014 год будет напряженным, и для его исполнения мы предпринимаем несколько комплексных мер.
Проводится совместная работа мэрии и налоговых органов в рамках дальнейшей работы по сокращению недоимки в бюджет города. Мы постараемся максимально использовать ресурсы федеральных и областных целевых программ для получения дополнительных средств на развитие города. Будет продолжена работа по оптимизации расходов городского бюджета.
Уважаемые депутаты, 2013 год стал для нашего города годом больших событий и достижений. В соответствии со Стратегическим планом устойчивого развития Новосибирска мы продолжили развивать его потенциал как важнейшего научно-промышленного, транспортно-логистического, сервисного, административного и культурного центра на Востоке России. Город преображается и растет. Несмотря на все трудности, которые всегда были и будут, растет благосостояние новосибирцев, укрепляется их уверенность в завтрашнем дне, в своих силах и возможностях. И это самое главное, потому основной целью нашей работы является общее благо всех жителей. Уверен, что в наступившем 2014 году мы не только сохраним набранный темп, но и заметно прирастем по ключевым направлениям развития города.
Спасибо!