Связь с мэрией

Стратегическое планирование: программные документы города будут менять

До 1 января 2017 года Новосибирск должен пересмотреть действующую систему планово-прогнозных документов. Об этом на заседании Общественного совета, которое провел мэр Анатолий Локоть, сообщила начальник департамента экономики, стратегического планирования и инвестиционной политики мэрии Лариса Уткина.
Наш город признан одним из лидеров стратегического планирования в стране. Совместно с городским сообществом был разработан и в 2005 году утверждён Городским советом в качестве муниципального правового акта стратегический план устойчивого развития Новосибирска. Причем актуальность заявленной в нем системы целей и приоритетов развития сохраняется и сегодня, спустя 10 лет.
Как сообщила Лариса Уткина, в течение 2016 года город будет подводить промежуточные итоги, а на финальный рубеж — 2020 год — Новосибирск выйдет уже в новом качестве: как город, органично встроенный в единую систему стратегического планирования РФ, сформированную Федеральным законом от 28.06.2014 № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации». Этот закон требует от всех уровней власти пересмотра действующей системы планово-прогнозных документов и приведения документов стратегического планирования в соответствие с установленными требованиями до 1 января 2017 года.
«В этой работе мы по-прежнему ориентированы на тесное взаимодействие с общественностью Новосибирска и рассчитываем на вашу профессиональную поддержку, — подчеркнула Лариса Анатольевна, обращаясь к участникам заседания. — Стратегический план устойчивого развития Новосибирска был в свое время разработан как договор общественного согласия, исходя из оценки потребностей и интересов различных социальных групп города».
Сегодня этот план должен стать документом определенной формы и содержания. «Будучи документом целеполагания, стратегия социально-экономического развития города должна соответствовать целям и приоритетам развития Новосибирской области и Российской Федерации в целом. Но при этом она должна выражать наши собственные цели и интересы как крупнейшего муниципального образования страны, инновационно ориентированного мегаполиса, научно-промышленного и культурно-образовательного центра восточной части России», — подчеркнула начальник департамента экономики, стратегического планирования и инвестиционной политики мэрии.
В нынешнем году — до 1 января 2016 года — городской администрации необходимо подготовить правовую базу для последующей разработки, корректировки, мониторинга и контроля реализации документов стратегического планирования. Эта работа идет полным ходом.
С принятием Федерального закона № 172-ФЗ изменилась и сама система документов стратегического планирования. Кроме собственно стратегии, в новую систему вошли прогноз социально-экономического развития на долгосрочный и среднесрочный период, бюджетный прогноз на долгосрочный период, план мероприятий по реализации стратегии и муниципальные программы. Таким образом, система стратегических документов существенно расширилась. «С другой стороны, не нашли места в новой системе планово-прогнозные документы, с которыми мы успешно работали много лет: план социально-экономического развития и ведомственные целевые программы. До вступления в действие новой системы — до 1 января 2017 года — мы продолжаем разработку и реализацию этих документов, — отметила Лариса Уткина. — Сегодня у нас действует 33 ведомственные целевые программы и 3 муниципальные программы. Нам необходимо обеспечить оперативный переход от ведомственных программ к муниципальным».
Также необходимо, по словам начальника департамента экономики, стратегического планирования и инвестиционной политики мэрии, провести ревизию комплексных целевых программ. Сегодня они служат встроенным механизмом реализации стратегического плана и совпадают с ним по сроку действия. Этот вид программ действует только в Новосибирске. «С одной стороны, это отражает нашу специфику, в том числе общественный характер их разработки и реализации, с другой стороны, они выпадают из современного правового поля, — пояснила Лариса Уткина. — Учитывая, что большинство программ является ровесниками стратегического плана, на сегодняшний день они требуют существенных уточнений, так как многие задачи были решены, а некоторые — предусматривают новые направления приложения усилий и новые параметры оценки их эффективности. В любом случае конкретные действия по достижению заданных стратегией целевых установок найдут свое место в новом документе — плане мероприятий по реализации стратегии».
Важной особенностью механизма программно-целевого планирования в Новосибирске является тот факт, что в основу формирования муниципальных и ведомственных целевых программ положены не только долгосрочные стратегические ориентиры, но и наказы избирателей. А это — самые насущные и первоочередные потребности жителей, вне зависимости от их принадлежности к той или иной социальной группе или от места проживания. «Мы намерены сохранить этот принцип и в дальнейшей работе по формированию системы документов стратегического планирования», — подчеркнула Лариса Уткина.