Новосибирску нужна транспортная концепция

8 декабря 2005

В Новосибирске необходимо разработать комплексную программу по организации дорожного движения. Такой вывод сделали руководители департамента транспорта и дорожно-благоустроительного комплекса мэрии, приняв участие во Всероссийской конференции, которая проходила в Екатеринбурге.

Руководители профильных структурных подразделений администраций городов России обсудили передовой опыт организации дорожного движения и примеры реализации проектов по повышению безопасности движения в Москве, Екатеринбурге и других мегаполисах. Поводом для проведения такой масштабной конференции послужил рост автомобилизации страны и возникающие в связи с этим проблемы в организации дорожного движения и его безопасности в крупных городах России.

Интенсивный рост парка легковых автомобилей начался в 90-е годы и стабильно продолжается. За это время количество машин в Екатеринбурге выросло более чем в 3 раза и достигло уровня около 210 автомобилей на 1000 жителей. В Москве этот показатель составляет 300, в Санкт-Петербурге — 250, в Новосибирске — 130. Если темп роста сохранится, то критический рубеж для Екатеринбурга 300 автомобилей на 1000 жителей будет достигнут к 2011 году.

Улично-дорожная сеть уральской столицы оказалась не в состоянии обеспечить пропуск возросших транспортных потоков. Подобная ситуация сегодня сложилась во всех крупных городах. В результате градостроительной политики предыдущих лет сейчас магистральные улицы имеют низкую удельную плотность и пропускную способность. В одном потоке смешиваются различные типы транспортных средств, зачастую в городской инфраструктуре отсутствуют системы парковок.

Кроме того, во многих городах удалось реализовать далеко не все, что было намечено Генпланом по развитию улично-дорожной сети. Сегодня в Екатеринбурге сеть перегружена более чем в два раза, наиболее напряженными участками являются перекрестки. Критическая ситуация сложилась и с обеспечением безопасности дорожного движения. По количеству дорожно-транспортных происшествий с пострадавшими Екатеринбург уступает только Москве и Санкт-Петербургу, население которых гораздо больше, и опережает такие города как Новосибирск и Нижний Новгород.

Побывав в Екатеринбурге, начальник департамента транспорта и дорожно-благоустроительного комплекса мэрии Андрей Ксензов увидел, что может ожидать Новосибирск через несколько лет, если сейчас не принять целый комплекс мер. Причем мер, доказавших свою результативность в других странах, переживших аналогичный критический период автомобилизации. В частности, на конференции была рассмотрена система организации дорожного движения в Праге. Опыт стран, прошедших различные стадии автомобилизации, показывает, что одним из основных направлений повышения производительности улично-дорожной сети является сдерживание объемов дорожного движения путем рационального землепользования и размещения объектов массового посещения. Также для увеличения пропускной способности необходимо провести специализацию отдельных улиц и дорог по функциональному назначению. Для обеспечения потребности горожан в пассажирских перевозках нужно использовать более производительные виды транспорта и т. д.

Учитывая опыт таких крупных городов, как Москва, Санкт-Петербург, Ростов-на-Дону, в каждом мегаполисе необходимо создать специализированную структуру, которая была бы наделена техническими и финансовыми функциями по организации и управлению дорожным движением. Его специалисты должны выполнять весь комплекс работ, в том числе и проектирование, а также отвечать за организацию дорожного движения и его безопасность в целом.