Сегодня, 11 ноября 2016 года, мэр Новосибирска Анатолий Локоть передал проект бюджета города Новосибирска на 2017 год и плановой период 2018 и 2019 годов в Совет депутатов города Новосибирска. Полный текст выступления мэра на церемонии представления бюджета:
"Добрый день, уважаемые депутаты!
В соответствии с нашими планами, нашими договоренностями, с нормативной базой, которая у нас существует, мы проводим мероприятие в рамках бюджетного процесса города Новосибирска.
Мы продолжаем вместе с вами формирование бюджета города на предстоящие три года. Структурными подразделениями мэрии уже проделана большая работа, во всех районах прошли обсуждения с вашим участием, участием общественности, проекта бюджета. Прошли публичные слушания и мы подошли к очень важному этапу — внесению проекта решения Совета депутатов города Новосибирска «О бюджете города Новосибирска на 2017 год и плановый период 2018 и 2019 годов» в Совет депутатов. Хочу обратить внимание, что в этом году впервые (в соответствии с изменениями федерального законодательства, а именно в соответствии с Федеральным законом №
Коротко остановлюсь на основных характеристиках бюджета Новосибирска на 2017 год. Они таковы:
— доходы консолидированного бюджета — 36,1 миллиардов рублей,
— расходы — 36,9 миллиардов рублей,
— дефицит, соответственно, составляет около 800 млн рублей, точнее — 789 миллионов рублей.
В плановом периоде параметры бюджета ежегодно, хоть и не значительно, но прирастают.
Хочу обозначить основной тренд. Я обращаю внимание, что все наши задачи мы решаем в условиях острейшего дефицита бюджета. На сегодняшний день уменьшение собственных доходов, а также существенное снижение целевых поступлений из областного бюджета приводит к невозможности, без участия вышестоящих бюджетов, самостоятельно продолжать строительство социальных объектов и объектов транспортной инфраструктуры, а также полноценно планировать работу по другим направлениям, приоритетным для развития города. Мы столкнулись с острейшей необходимостью сдерживать объемы расходов.
В 2014 году Новосибирск был лишен существенной суммы в — 3,5 миллиардов налоговых доходов.
Да, бюджет Новосибирска, как и все последние годы, сохраняет свою социальную направленность. Но при этом, фактически, уже почти два года город живет без бюджета развития. Защищенные статьи расходов, которые включают в себя заработную плату работникам бюджетной сферы, уплату налоговых и коммунальных платежей, социальные выплаты гражданам, публично-нормативные обязательства, расходы на обслуживание муниципального долга, в 2017 году составляют 73 % расходов бюджета. И эта доля будет расти. Потому что, напоминаю, с введением новых социальных объектов — я имею в виду 2 детских сада, школа — потребуются новые расходы на заработную плату, на содержание этих объектов. Следовательно, у нас практически отсутствуют средства на капитальные расходы. Капитальные вложения за счет собственных бюджетных средств на 2017 год составят 900 миллионов рублей, с учетом межбюджетных трансфертов мы просчитываем 1,5 миллиарда рублей. И хочу проиллюстрировать что 59 процентов расходной части — это образовательная сфера. А расходы на дорожную отрасль занимают чуть более 9 % запланированного бюджета.
Мы надеемся, что до конца года произойдут изменения в проектировке федерального бюджета. И мы рассчитываем на возможность получить субсидии из федерального бюджета на реализацию федеральной программы по строительству и реконструкции школ. Город, безусловно, не сможет решить эту проблему самостоятельно. Актуальнейшую проблему, так как прирастаем каждый год, количество первоклассников растет, и эта тенденция будет сохраняться. Это хорошо. Но решать эту проблему нам необходимо. Потребуются многомиллиардные вложения для решения этой проблему. И решить за счет бюджета города ее невозможно. Хотя на данный момент решение по этому вопросу не принято, тем не менее, мы должны быть готовы к тому, чтобы, когда состоится это решение, сразу, без раскачки, войти в эту программу. Напоминаю, что в этом году по это программе мы сдаем и запускаем одну школу — на Горском жилмассиве. Нами уже сформирован список образовательных учреждений города, по которым необходимо подготовить проектно-сметную документацию, с тем, чтобы эти школы имели шансы быстро, как я уже сказала, без раскачки, войти в федеральную программу в ближайшие годы.
Обращаю внимание, что нами и задел сегодня делается, чтобы получить это федеральное бюджетное финансирование. На «Чистой Слободе» начато строительство новой школы, школы № 155 на Ключ-Камышенском плато, в Дзержинском районе школа № 82 реконструируется. То есть мы такой задел формируем.
Также осуществляем все необходимые действия для получения финансирования по федеральной программе «Безопасные и качественные дороги». Новосибирск стал одним из первых городов — я не преувеличиваю, это именно так, — подавших заявку на включение в новую программу. Кстати, это было сделано благодаря упорной, последовательной, штурмовой работе департамента транспорта и дорожно-благоустроительного комплекса и Управления дорожного строительства. Войдя в проект, Новосибирск сможет, начиная уже со следующего года, получать порядка 1 миллиарда рублей из федерального бюджета на ремонт дорог. Вернее, с 2018 года — на ремонт дорог, ну а со следующего года мы надеемся получить 1 миллиард рублей на повышение безопасности дорожного движения.
В целом объем межбюджетных трансфертов на 2017 год по сравнению с 2016 годом увеличился почти на 290 миллионов рублей и запланирован в размере 13 миллиардов рублей. Однако целевые субсидии на софинансирование наших расходов сократились почти на 670 миллионов.
И мэрия, и депутаты Совета депутатов неоднократно поднимали вопрос в Правительстве Новосибирской области о дополнительных субсидиях для города Новосибирска на
На реконструкцию жилого фонда в текущем году из областного бюджета городу было направлено 45 миллионов рублей (в целом в этом году на реконструкцию жилого фонда — 95 миллионов 400 тысяч рублей), а в 2017 году, согласно текущему проекту бюджета, мы ничего не получаем. Субсидии областного бюджета, направленные на строительство образовательных объектов, в текущем году снизились почти в четыре раза по сравнению с 2015 годом. Объективно, потому что федеральная программа по строительству детских садов закрыта и здесь федерального финансирования нет. Но мы очень четко чувствуем это уменьшение и самостоятельно школьную проблему, как я сказал, решить не сможем. В плане на 2017 год — снижение еще до 91 миллиона 675 тысяч рублей. На переселение граждан из ветхого и аварийного фонда в 2015 году мы получили 169,5 миллионов рублей, в текущем году меньше — 44 миллионов рублей, а в 2017 году запланировано 120 миллионов рублей. Причем даже в таких условиях, благодаря оптимизации своей работы, нам удалось в этом году переселить из ветхого и аварийного жилья 351 семью — это существенное решение, оно несколько меньше, чем в прошлом году, но таково финансирование, возможности бюджета.
Напомню: в текущем году мы на условиях софинансирования с депутатами Городского совета и Законодательного Собрания договорились о выделении средств на ремонт и обустройство дворовых территорий 130 дворов. В следующем году по этому направлению мы получаем ноль рублей, ничего не запланировано. Субсидии на ремонт автомобильных дорог в плане областного бюджета на 2017 год также не предусмотрены. Если в 2016 году на реконструкцию объектов энергетического хозяйства нам было выделено хотя бы 15 миллионов рублей субсидий, то в следующем году тоже пока эти расходы не предусмотрены.
При этом перед нами стоит задача не превысить величину внутреннего долга на
В понедельник, 7 ноября, на публичных слушаниях по обсуждению проекта областного бюджета, которые проводил комитет Законодательного Собрания Новосибирской области, мною были озвучены эти проблемы. И для обеспечения дальнейшего развития города, и продолжения реализации депутатских наказов всех уровней, мною предложено между первым и вторым чтением проекта областного бюджета еще раз рассмотреть возможность установления городу Новосибирску дополнительных целевых субсидий на 2017 год в целях софинансирования этих важнейших направлений.
Также я предложил, с тем, чтобы скоординировать четче межбюджетную деятельность, провести совместную работу представителей Правительства Новосибирской области, мэрии города Новосибирска, областных и городских депутатов в рамках регулярных совещаний по вопросам предоставления межбюджетных трансфертов городу Новосибирску. Скажем, с частотой — 1 раз в квартал. Примерно это соответствует частоте вносимых в бюджет изменений. Полагаю, что муниципалитету и депутатскому корпусу необходимо продолжить работать в этом направлении совместно, объединить наши усилия.
В ближайшее время нам предстоит пройти непростой путь обсуждения бюджета во всех комиссиях Совета депутатов города, чтобы еще более тщательно рассмотреть каждый пункт, каждый рубль, каждую цифру. Еще раз обращаюсь к своим заместителям, и ставлю задачу: не просто не избегать, а активно участвовать в этом обсуждении. Причем, это обсуждение должно идти на самом верхнем уровне. И заместители мэра, и руководители соответствующих департаментов и подразделений мэрии должны участвовать в этой работе вместе с депутатами. Это крайне важная сегодня задача. Также я ставлю задачу: внимательно отработать еще раз наказы избирателей, которые лежат в проекте бюджета, и особое внимание необходимо обратить на наказы на 2017 год.
Уважаемые депутаты! Мы анализируем главный финансовый документ города, от которого зависит судьба Новосибирска, благополучие всех горожан. В условиях непростого исполнения бюджета я хочу поблагодарить вас за ту поддержку, которую вы оказываете в решении общих задач — особенно при обсуждении проблем, которые касаются межбюджетных отношений. Но, подчеркиваю, эта работа только начинается. Эту работу надо будет вести в течение всего года, непрерывно, не рывками, без штурмовщины, даже, может быть, в ежедневном режиме, готовя очередные решения по внесению изменений в текущий бюджет.
Сейчас жизненно важные интересы города не учтены в полной мере. Фактически, все развитие Новосибирска находится на голодном пайке. Но даже при этой ситуации, которая существует, мы с вами не сидим сложа руки. Мы будем добиваться результатов, и добиваемся их. При этом, я уверен, нам нужно вместе отстаивать самостоятельность города в его развитии. Никто не хочет, чтобы машины горожан теряли колеса на разбитых дорогах, чтобы школьники учились в три смены, чтобы дворовые территории были заброшенными, неухоженными, чтобы были засыпаны снегом. Поэтому мы должны сделать все, что от нас зависит, чтобы изменения в пользу города, не в нашу пользу — в пользу города, в пользу горожан, были внесены и учтены в региональном бюджете. Еще раз я обращаюсь к коллегам, к депутатам, к товарищам, с которыми мы вместе работаем: мы должны вернуть городу бюджет развития. От этого во многом, я обращаю внимание, зависит и благополучие областного бюджета.
Разрешите передать проект бюджета города Новосибирска председателю Совета депутатов Дмитрию Владимировичу Асанцеву".