Школы по проектам А. Д. Крячкова

В 1893 годуначальник строительства железнодорожного моста через Обь инженер-путеец Г.М. Будагов на свои средства открыл первую бесплатную одноклассную, с тремя отделениями, школу для детей строителей. Она разместилась в бараке в самом начале улицы Трактовой (ул. Большевистская). В школе обучались 80 детей, открылась библиотека.

  • Подробнее

    Общее образование состояло из нескольких звеньев. К разряду низших начальных относились церковно-приходские, городские одно- и двухкомплектные школы, часть которых находилась в ведении Министерства народного просвещения, а также одноклассные с двумя отделениями и двухклассные. Высшими начальными школами считались четырехклассные училища. Общая тенденция вытеснения школ Синода школами Министерства народного просвещения объяснялась тем, что городские частные и школы министерства давали более широкое элементарное образование в них велось преподавание таких дисциплин, как геометрия, география и история, давались сведения из естественных наук, обязательными в учебной программе считались черчение, рисование, пение и гимнастика количественно в городе преобладали одно- и двухклассные училища. Высшие (четырехклассные) начальные училища являлись промежуточным звеном между низшей начальной и средней школой. К 1908 году в Новониколаевске насчитывалось до десятка начальных школ, с большим трудом охватывающих обучением три четверти детей школьного возраста.

    В начале мая 1910 года Новониколаевск получил безвозмездное пособие на сооружение школьных зданий в сумме 68 тысяч рублей. Городу дали и возвратную ссуду в размере 240 тысяч рублей с рассрочкой погашения на 20 лет. Городская управа заключила договор с архитектором А.Д. Крячковым, который приступил к составлению строительных смет и проектов 12 школьных зданий на 76 комплектов учащихся (в один комплект по нормам Министерства народного просвещения входило 50 учащихся).

    Большинство этих зданий располагалось на угловых участках кварталов и хорошо просматривались в перспективах по многим улицам города. Радиусы обслуживания каждой школы находились в пределах 500 — 800 м. Школы строились по единому принципу: на каждом этаже двухэтажного здания находился односторонне освещенный коридор шириной 3,5 м и длиной 20-30 м с выходом в 3-, 4 классные комнаты. В малокомплектных школах коридор служил местом отдыха детей, в многокомплектных для этого отводилось специальное помещение.

    Несмотря на отсутствие общегородского водопровода и канализации, для школ завезли из Варшавы необходимое сантехническое оборудование, электрифицировали их.