Новосибирский государственный академический театр оперы и балета

Здание театра является памятником истории и архитектуры. Общая площадь здания — 11837,8 кв. м., объем — 294 3400 куб. м — превышающий объем здания Большого театра России.

С точки зрения инженерного искусства театр является исключительно сложным сооружением. Самая уникальная часть здания — конструкция купола диаметром 60 м, высотой 35 м. Купольное перекрытие без контрфорсов и ферм впервые было применено в строительной практике Европы. Кровля купола — тысячи железных чешуек серебристого цвета.

  • Подробнее

    Первый спектакль состоялся 12.05.1945 года (опера «Иван Сусанин» М.И. Глинки). Строительство здания началось в 1931 году. По первоначальному проекту художника Большого театра СССР М.И. Курилко, архитектора-художника Т.Я. Бардта, архитектора А.З. Гринберга — Дом науки и культуры, грандиозное сооружение с уникальными размерами зрительного зала и параметрами сцены, с совмещением трех типов театра: со сценой-коробкой, сценой-ареной, планетарно-панорамного типа. Предполагалось монументальное сооружение, где должны были происходить массовые действия, манифестации, праздничные торжества огромного масштаба. Большая сцена театра предназначалась также для проведения революционных праздников: колонны демонстрантов трудящихся страны Советов, проходя по площади, со знаменами в руках должны были входить в один из многочисленных подъездов театра и оказываться прямо на сцене. На этой гигантской сцене могла помещаться и техника — машины, трактора. По данному проекту зрительный зал должен был иметь 3000 мест.

    К 1933 году сооружение в основных конструкциях поднялось над городом в самом его центре. Архитектура театра была выполнена в стиле конструктивизма («авангарда»), занимающего в те годы основные творческие позиции в среде зодчих. Но формальная направленность архитектуры в стране изменилась. В результате проект был изменен во 2-й Московской архитектурной мастерской академика А. Щусева, и с 1936 года строился театр оперы и балета. Окончательно проект театра был разработан под руководством В.С. Биркенберга и инженера-конструктора Л.М. Гохмана. Проект здания был удостоен Золотой медали Всемирной выставки в Париже (1937 год).

    В 1941 году здание театра было практически готово, но с началом войны строительство законсервировали. Во время войны в здании хранились сокровища музеев Москвы и Ленинграда (Третьяковской галереи, Павловского дворца и др.). Изредка использовалась и сцена для проведения концертов — здесь выступал в годы войны Академический симфонический оркестр Ленинградской филармонии под управлением Евгения Мравинского (Ленинградская филармония находилась в эвакуации в Новосибирске).

    В 1942 году правительство СССР принимает решение о срочной достройке театра. В феврале 1944 года приезжает правительственная комиссия, и здание сдается в эксплуатацию. Сразу же начинается формирование труппы.

    Пространственная композиция здания объединена ритмом мощных пилястр, переходящих в монументальный двенадцатиколонный портик главного фасада.

    Размеры сцены соответствуют общим масштабам здания. Глубина сцены 30 м, высота до колосников — 29,5 м. Предусмотрен пожарный занавес. Первоначально этот занавес состоял из пемзобетона весом 72,5 т. Во время реконструкции (2003 г.) он был заменен на новый, облегченный, весом 32 тонны.

    До реконструкции большой зал театра насчитывал 2000 мест, концертный зал — 450 мест, малый зал — (верхняя сцена) 150 мест. Большой и концертный залы связаны центральным кольцевым фойе. В 2005 году после ремонта и реконструкции число мест в большом зале стало 1774 (вместе с местами для инвалидов-колясочников), в концертном — 375.

    Особый архитектурный прием использован в решении верхней части интерьера большого зрительного зала — мощная галерея над амфитеатром, которая обрамляет площадь живописного плафона с хрустальной люстрой диаметром 6 метров и весом около 2-х тонн. Оригинален потолок зрительного зала — своеобразный акустический экран из прессованного картона. Пространство между колоннами верхней галереи заполнено 16 скульптурами — копиями произведений античных мастеров.